Лев Болеславский «Бортнянский. Дар — поручение Божье»

Вот ты, мой голубчик, и один.
В окруженье собственных седин.

Плачь, кричи! Взывай к лесам, горам!
Нет, стуnай-ка лучше в Божий храм.

Тише… тише… Не один ты тут.
Слышишь? «Херувимскую» поют…

Я стою в храме святых бессребрени­ков Космы и Дамиана в Шубине и, осе­няя себя крестным знамением, стес­нённый толпой прихожан, слушаю певчих на клиросе. Их немного, но в голосах столько души, одухотворённо­сти и самозабвения, что чудится: это хор, большой многоголосый хор. А главное — какой распев, мелодия, му­зыка! Верно, продиктованная Твор­цом.

Но кому, какому земному счастливцу продиктована она, чтобы он положил её на ноты, половинки, восьмушки, шестнадцатые и отдал голосам, парти­ям? Невольно вспоминаю поистине божественные «Херувимские» Дмит­рия Степановича Бортнянского, рус­ского (и украинского) классика доглинковской эпохи. Их у него десять. Но особенно я люблю, да и не один я, седьмую — прославленную «Херувим­скую» № 27. И дело не только в том, что её музыка выразительно передаёт содержа­ние текста и порою создаёт величествен­но-праздничное наст­роение нагнетанием динамики, повторе­нием кульминацион­ной волны. Какое в ней хоровое дыхание- словно дыхание са­мих херувимов, ка­кие переходы от ти­шайшего, еле слыш­ного единогласия к мощному многоголосию, какая мелодия! Песнопение коротко, но в нём — необычайная ду­ховная сила… Не случайно оно вошло в золотой фонд мировой хоровой ли­тературы.

В 1787 г. русский офицер Д. Барте­нев во время своего пребывания в болгарском городе Андрианополе с гор­достью писал, что пе­ние этой «Херувим­ской» «произвело на болгар и греков сильнейшее впечатление, чему мы искренне и от души порадова­лись». Больше того, в то же примерно вре­мя в далёкой Америке мелодия «Херувим­ской» № 27 стала на­столько популяр­ной, что её, по свидетельству оче­видца, даже распева­ли на улицах! И сего­ дня её включают в свой репертуар многие русские хоры. Известно, что руководитель Респуб­ликанской русской академической хо­ровой капеллы А. Юрлов всегда ста­вил в свою программу во время зару­бежных поездок «Херувимскую» Борт­нянского: эта песнь обычно играла роль духовной увертюры к последую­щим песнопениям.

Столь же прекрасна «Херувимская» № 3 Бортнянского. Ещё в начале XIX века музыковед Н. Компанейский на­звал её «чудесной симфонией голосов».

Можно заметить, что в этих песно­пениях композитор умело использовал лучшие достижения светской концерт­ной музыки: цикличность, ощутимые мелодические связи с народными пес­нями, русскими и украинскими, кон­трастность тем и темпов. В самом де­ле, у маэстро это и концерты в миниа­тюре. Потом этот жанр утвердится в творчестве многих наших музыкаль­ных корифеев. Даже П. Чайковский, чьи высказывания по поводу сочине­ний своего предшественника были далеки от восторгов, всё же признал, что одна из его собственных «Херу­вимских» (ре мажор) «очень близка стилю Бортнянского».

Кто же он, живший так давно, два с половиной столетия назад? Он, из сво­его XVIII века открывший своё певу­чее сердце мне, живущему в веке XXI? Биографы точно знают место его рож­дения: Украина, город Глухов. А вот в дате рождения расходятся: одни назы­вают 1751 г., другие — 1752-й. Боль­шинство склоняется к первому.

Рядом с домом Бортнянских стоял Троицкий собор; вернее, в годы детст­ва Дмитрия он ещё достраивался. Большей частью богослужения прохо­дили тогда в стоявшей неподалёку Ни­колаевской церкви, огромной, величе­ственной. Именно сюда часто прихо­дил мальчик послушать хоровое пе­ние, здесь он впервые услышал старинные мелодии, которые чудесно гармонировали с красотой самого хра­ма. Кроме того, Дмитрий слушал на­родные песни в исполнении глухов­ских певцов и музыкантов. Был в горо­де домашний театр гетмана К. Разу­мовского, а главное – школа певчих, куда и поступил шестилетний сын по­ставщика продуктов и обмундирова­ния Степана Бортнянского, служивше­го у гетмана. Уже через год Дмит­рий был отправ­лен в Санкт-Пе­тербург, в При­дворную певчес­кую школу.

Марк Фёдоро­вич Полторац­кий, руководи­тель придворного хора, сыграл боль­шую роль в воспи­тании юного пев­чего. По сути, это был первый серь­ёзный учитель Дмитрия Борт­нянского.

Итак, подрост­ку предстояло петь в лучшем хо­ре России. За го­ды учёбы и службы в капелле ярко раскрылся талант Бортнянского. Пока только певчес­кий; сочинительство — впереди.

Внешность мальчика и удивитель­ный врождённый дар обратили на се­бя внимание самой императрицы Елизаветы Петровны, которая стала относиться к нему чуть ли не с материн­ской заботливостью. Известно, что после концертов она нередко обвязыва­ла ему горло своим шейным платком. Потом этот платок долго хранился в семье Бортнянского.

Учиться и трудиться в капелле ре­бёнку было нелегко. Нагрузка та же, что и у взрослых. Трудно было при­выкнуть к длительным церковным службам. Однажды во время пасхальной заутрени, стоя на правом клиро­се, Дмитрий не увидел знака регента концертмейстера. Не увидел, потому что… заснул. Возмущению регента не было предела! Но императрица про­явила царственное великодушие и приказала отнести спящего певчего на свою половину и уложить в по­стель. Когда мальчик проснулся, он не поверил своим глазам. «Наверно, это продолжается мой сон…» — про­шептал он и долго не мог прийти в себя. А своим детским страхом и смущением, вспоминали очевидцы, заста­вил смеяться свою милостивую покровительницу. Видно, Елизавета Пет­ровна, не имевшая ни сына, ни внука смотрела на мальчика не без материнской тоски…

Бортнянский поступил в Кадетский корпус, где стал осваивать и актёрское ремесло. Кстати, отсюда вышли такие выдающиеся деятели театра, как Ф. Волков и И. Дмитревский, здесь воспитывались его старшие современники — поэт М. Херасков, сатирик и государственный деятель И. Елагин. Корпус не раз посещал прославлен­ный Суворов… Пройдёт время – и Дмитрий Степанович Бортнянский уже сам будет учить пению воспитан­ников Кадетского корпуса.

Участие в театральных постановках десятилетний подросток начал с жен­ских ролей. Известны два его выступ­ления — в 1762 и 1764 ГГ., когда он пел партию Альцесты в опере Г. Раупаха. Только через два года, убедившись в актёрском мастерстве Бортнянского, ему поручили ответственную мужскую партию: в той же опере «Альцеста» он играл роль Адмета.

Правда, вскоре участие Дмитрия Бортнянского в спектаклях прекрати­лось, но опыт работы в театре, безу­словно, помог потом замечательному композитору при создании опер, кото­рые ставились в Италии и, конечно, при русском дворе.

Ещё одним выдающимся учите­лем Бортнянского был итальян­ский композитор Б. Галуппи, приехавший в Россию. Под руководством известного маэстро камер-певчий продолжал овладевать искусством вокала, на­выками игры на кла­весине. А ещё углуб­лял познания в ком­позиции, разбирал опусы своего учите­ля. Не только музыка интересовала спо­собного ученика. Он начал осваивать язы­ки: французский, итальянский, немецкий. Знания вскоре пригоди­лись. В Италии он писал оперы на итальянские тек­сты, Мессу — на немецкий текст. Вернувшись из Италии в Петербург, создал оперу на фран­цузском.

В 1769 г. Галуппи выхлопотал своему лучшему ученику путешествие в Ита­лию. Не просто путешествие — Дмит­рий решил усовершенствовать там свои знания и завершить музыкальное образование.

Десять лет в Венеции, не считая ко­роткого пребывания в Болонье, Фло­ренции, Риме, Милане, Неаполе, Мо­дене, сформировали не только певца — выдающегося композитора. В театре «Сан-Бенедето» прошла премьера его оперы «Креонт». Затем там же, в Вене­ции, была создана и поставлена опера «Алкид». На сцене герцогского театра в Модене с успехом шла опера «Квинт Фабий».

За годы обучения молодой музы­кант — ему всего 25 лет! — создаёт и не­мало хоровых произведений на латин­ские и немецкие тексты. В духе своего учителя Галуппи Бортнянский мастер­ски использует в операх и хорах ма­лый инструментальный состав. Прин­цип же учителя таков: утончённость, ясность, хорошая модуляция. Но ника­кой учитель не может дать того, что живёт изначально в природе души уче­ника — чувства родины. Уж как далёк сюжет «Алкида» от его корней, жизни, быта, песен отчизны, но послушайте менуэт из первого действия «Алкида»! Вы тут же различите влияние оборо­тов русского музыкального фольклора. А вот главная тема оркестрового вступления и хора во втором дей­ствии: она словно «предвиде­ла» интонационно и ритми­чески близкую ей знамени­тую арию Карася из опе­ры Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем». Инструментальная те­ма из этой же сцены напоминает украин­ский казачок. А ещё слышится украинская народная песня «Ти­хий Дунай».

В этом было нова­ торство Дмитрия Бортнянского, кото­рый умело использована итальянской основе русскую и украинскую ме­ лодику, национальные крас­ки. Это оценили первые слу­шатели опер нашего мастера ­ итальянские меломаны. Успехом пользовались и «Ave Maria» для со­прано и альта с инструментальным со­провождением, и «Salve Regina» для контральто и инструментального ан­самбля — опусы, предназначавшиеся для католического богослужения.

Безусловно, обращение молодого музыканта к жанрам духовной музыки не было случайным. Дело не только в запросах публики, не только в том, что канонические «Ave Maria», «Salve Regina» и другие писали почти все ита­льянские мастера: такова была практи­ка, традиция. Главное – христианское кредо, с детства, с молитв и песнопе­ний в глуховских храмах. Вспомним пастернаковское: «О детство – ковш душевной глуби!..»

Вернувшись в Петербург после деся­тилетнего пребывания за границей, Бортнянский сначала писал для при­дворного хора лишь культовые произ­ведения. С 1783 г. он обратил на себя внимание так называемого «малого двора» и наследника престола Павла.

И на следующий год был назначен ком­позитором и клавесинистом, был за­нят и как педагог, и как капельмейстер, и, конечно, как сочинитель. Заказам не было счёту. Это обязывало трудиться в поте лица. Творческая мощь прояви­лась в различных жанрах: в вокальной, хоровой, инструментальной музыке, в операх. Можно сказать, что Дмитрий Бортнянский стал одним из зачинате­лей романса в России. Лиричные, мяг­кие, напевные, с народно-песенными интонациями, они пользовались повсеместным успехом. А клавирная музыка! Некоторые мои друзья, услышав её, по­думали, что это Моцарт, — настолько очаровала их гармония мелодий Борт­нянского (я имею в виду сонаты; маэст­ро посвятил их великой княгине Ма­рии Фёдоровне, супруге Павла I , кото­рую учил игре на клавесине).

Интересно, что в одной из сонат (фа мажор) ярко звучит попевка, напо­минающая русскую камаринскую, ко­торую потом Михаил Глинка сделает «зерном» всей классической русской музыки. Но именно Бортнянский ещё в XVIII столетии создал основы клас­сического стиля фортепианной музы­ки России. Ему же принадлежит при­оритет и в других жанрах. «Концерт­ная симфония» для семи инструмен­тов 1790 г. — очевидно, первая русская симфония. В финале её вновь угадыва­ются интонации украинского казачка. Так спустя годы будет использовать на­родные темы Пётр Ильич Чайков­ский, например, в финале 4-й симфо­нии («Во поле берёза стояла»).

Не оставлял композитор и оперы: в эти годы, написаны «Праздник сеньо­ра», «Сын-соперник, или Новая Стра­тоника», «Сокол». Последняя была особенно популярна, да и сейчас неред­ко звучит по радио «Орфей». Оперы в основном ставились как домашние спектакли Павла I в Гатчине и Павлов­ске. Композитор едва успевал испол­нять заказы. Однажды ему даже при­шлось сочинять музыку прямо в каре­те! Выручали школа, высокий профес­сионализм мастера. Но главное было впереди.

С назначением на должность управ­ляющего и затем директора Придвор­ной певческой капеллы — главного хо­ра России началось активное создание духовных хоровых концертов. Ещё че­рез несколько лет началась его дея­тельность в Петербургском филармо­ническом обществе, и в знаменитых концертах капеллы были впервые ис­полнены выдающиеся творения европейских и русских мастеров. Есть дан­ные, что его певчие исполняли орато­рию Гайдна «Сотворение мира», хоро­вые шедевры И.-С. Баха, «Реквием» Моцарта.

Творчество не прекращалось ни на день. Фамилия Бортнянский этимо­логически намекает на бортничество предков. Что ж, и сам маэстро, по­добно неутомимой пчеле, трудился, не зная отдыха, собирая нектар тем, интонаций, ритмов, мелодий для бу­дущих своих творений. Он мог бы сказать о себе словами Анны Ахматовой: «Налево беру и направо, и даже, без чувства вины, немного — у жизни лукавой и всё — у ночной тишины».

Во многих строках его концертов вы можете распознать мелодии народ­ных песен, а не только влияние ита­льянской, французской или немец­кой музыки. О камаринской я уже говорил. А вот знакомый мотив ­«Вдоль по улице метелица метёт», вот «Ехал казак за Дунай», или «Ах ты, матушка, голова болит», или «Взойду я на гору». Вот мазурка, вот опять казачок…

Более пятидесяти хоровых концер­тов… Гектор Берлиоз, впоследствии услыхав несколько из них, в восторге­ признал: «Эти произведения отмече­ны редким мастерством в обращении с хоровыми массами, дивным сочетани­ем оттенков, полнозвучностью гармо­ний и — что совершенно удивительно- необычайно свободным расположе­нием голосов, великолепным презре­нием ко всем правилам, перед которы­ми преклонялись как предшественни­ки, так и современники Бортнянского, и в особенности итальянцы, чьим уче­ником он считался».

В драгоценной копилке музыкаль­ного творца — партесные концерты и кантаты, гимны, марши, менуэты. А ещё — кантаты на слова великого Г. Державина «Любителю художеств», «Сретение Орфеем солнца», «На воз­вращение», «Страны российски, ободряйтесь». А ещё — на слова П. Вязем­ского, А. Востокова, Ю. Нелединско­го-Мелецкого… Кто не знает гениаль­ного гимна «Коль славен» на слова М. Хераскова! Тут же — подобная гим­ну, величавая песнь для солиста, хора и оркестра «Певец во стане русских воинов» на стихи Жуковского, «Песнь ратников» и «Марш всеобщего опол­чения в России». Прекрасный гимн «Озари, святая радость» на текст А. Востокова создан специально для торжественного заседания Академии художеств в 1806 г.

А «Те Dе um » Бортнянского! Здесь и мощные трубные звуки, и лиризм, и сокровенная надежда… «Тебя, Бога, хвалим!» Я ставлю этот опус нашего мастера рядом с «Те Dе um » моего любимого Антона Брукнера. Приходит на память и Гендель, конечно…

Так мастерски осуществил компози­тор чудесный синтез основных хоро­вых форм, европейской и русской культур. Это стало новой ступенью в русской хоровой музыке.

Трудился он не для наград и чинов. Труд был его жизнью, его наслаждением, но, прежде всего, я уверен, — со­знанием своего дара и предназначения. Предназначения христианского, духовного…

«Дар — это поручение Божье», — го­ворил гениальный Баратынский. Так думал и Дмитрий Степанович Борт­нянский.

Не скажу, что восторги сопровождали каждое его сочинение. Да и из уст потомков, даже знаменитых, вылетали порой незаслуженно резкие слова. Не­кий регент в журнале «Домашняя беседа» договорился до того, что «Херу­вимские» Бортнянского похожи на оперетки с мелодичным, однако тягу­чим адажио и прыжкообразным аллег­ро в конце. Кто-то отмечал: «Мягкость и сладкозвучность чисто светские, без религиозного подъёма, иногда весё­лые и шуточные ритмы, что совсем не годится для храма».

Грустно мне было узнать, что своего предшественника во многом не понял М. Глинка. «Сахар Медович Патокин» — так он пошутил. Правда, сам Глинка никогда не занимался духовной музы­кой. Но Чайковский… Как-то и он ска­зал, что музыка Бортнянского «мало гармонирует со всем строем право­славной службы». Впрочем, Пётр Ильич не жаловал даже Баха и Генделя.

Как вам понравится такое его выска­зывание: «Баха я охотно играю, ибо играть фугу занятно, но не признаю в нём великого гения. А Гендель имеет для меня 4-хстепенное значение, и в нём даже занятности нет» (Дневник от20 сентября 1886 г.).

Справедливости ради надо сказать, что впоследствии Чайковский стре­мился проникнуть в эстетическую сис­тему своего предшественника и уже сам стал создавать музыку для церкви, в том числе «Литургию св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение». По­том — помните? — признался чуть ли не в подражании Бортнянскому. Вид­но, таковы гении, углублённые в поис­ки своего стиля и подчас глухие к ино­му, не похожему на них. Но что-то все-таки Петра Ильича задело! По поводу32-го хорового концерта Бортнянско­го, в котором звучат слова 38-го псалма Давида «Скажи мне, Господи, кон­чину мою», Пётр Ильич выразил вос­хищение и назвал его «положительно прекрасным».

Недавно я был в Великом Новгоро­де вместе с христианским ансамблем «Благовестие». После концерта мы подошли к памятнику в честь 1 ООО-ле­тия России. Обошли его несколько раз, узнавая в фигурах на постаменте великих деятелей нашего отечества, чья слава жива в веках: полководцев, духовных подвижников, учёных, пи­сателей. А кто же здесь из музыкан­тов? Вот они, их двое! Один стоит с нотной папкой. Ну да, это Михаил Иванович Глинка. Его рука — на пле­че стоящего рядом художника с моль­бертом, Карла Брюллова. А чуть пра­вее сидит за клавесином, положив ру­ки на клавиши, Дмитрий Степанович Бортнянский, воистину гордость России.

Сколько ещё можно было бы расска­зать о нём как о педагоге! Назовём од­ного из его учеников – Александра Варламова, автора чудесных песен и романсов: «Красный сарафан», «На за­ре ты её не буди», «Белеет пару с оди­нокий», «Ангел». Но это уже другая му­зыкальная эпоха…

«Бывало, Бортнянский подойдёт к поющему мальчику, — вспоминал Вар­ламов, — остановит его и скажет: «Вот лучше так пой, душечка», и 70-летний дедуля возьмёт фальцетом так нежно, с такой душой, что остановишься в удивлении. Неудивительно, что пев­чие уважали Бортнянского как отца и любили его горячо».

Любимые ученики пели его концерт «Вскую прискорбна еси душа моя» в тот час 27 сентября 1825 г., когда он прощался с жизнью. По его просьбе они пришли в дом к нему, своему на­ставнику… Но об этом мне не хочется говорить в прозе.

Умирая, в дом позвал он певчих.
Певчие пришли.
В кресло сел. И опустились плечи
Голоса вдали…
Слушает, как будто ждёт прощенья,
Немощен и сир,
Как в безбрежно-нежном декрещендо
Замирает мир.
Громче пойте! В жизни удержите
Хоть на час меня!
Каждый по минутке одолжите,
Смертушку гоня!
Громче пойте! Чтобы мне до срока
Не заснут на век,
Чтоб успел от самого ucmoka –
Вспомнить вcё и всех.
(…) Господи, Тебя увижу вскоре!
Но повремени,
Чтобы я, прощаясь, тихо вспомнил
Прожитые дни.
Де ж вони, моi дитячi роки,
Мiй nайпершuй cniв,
Соловiнi naвecнi уроки
Глухiвсъких садiв?
Мие луг смарагдову :сустину
Уpoci ряснiй…
Заспiвай козацъку нашу, сину!
Зараз, бaтьку мiй!
Трouцкий собop. Рассвета краски.
И иконоcmac
В сером, с глянце, мраморе каррарском,
И молиmвы час.
Вырывает память по крупицам
Из забвенья путь.
Милоcти его императрицы,
Иmалийcкuй путъ.
Вспомнил ту, что с сердцем тайно слита
И кого noтoм
Будут величатъ: графuня Лuтта,

он — мечтой и сном.
(…) Год за годом славил только Бога,
Свыше благодать.
О себе же рассказал не много,
И зачем, вам знать…
Но над тьмой событий всех дороже ­
Для него встают
Дар и труд как порученъе Божье,
Дар u труд.
Голова в нетающем тумане,
На полу парик.
Приподнялся в кресле. Кто-то манит.
Над душой парит
Тише пойте! словно бы воскреснув,
Певчим повелел…
Чудится: в виталище небесном
Серафим запел!
Вскую смущена еси, прискорбна
Ты, душа моя?
Скоро узрим новые просторы,
Господа моля!
Уповай, душа моя, на Бога –
Милосердный Спас;
Доведет до вечности. Дорогу
Озарит для нас!.. ­
Певчих он уже почти не слышит…
Чу, на смену им
Херувимов хор — на хорах свыше
Начинает гимн!
Обращён их занебесный клирос
К Божиим вратам…
Ближе, ближе! Ширясь, рядом вырос!
Главный РЕГЕНТ там
И не знают певчие, тоскуя:
Не почил старик —
Просто окунулся он в иную
Музыку навеки неземную.
И — не слышит их…

© 2004 Лев Болеславский